Путешествие по краснодарскому краю на автомобиле.2014

Тамань 2014.Фотоочерк:Тамань. Мыс"Панагия".Крейсер"Коминтерн"Батарея 743 и 33

Сегодня мы отправляемся на мыс «Панагия» наша цель Береговая батарея № 743  На которой стояли орудия с Крейсера «Коминтерн» Фотографии Крейсера и Башенных головных орудий я с трудом раскопал в инете. И Вы сможете их увидеть. Удалось даже найти кадр с фильма Броненосец Потемкин. Где девушка стоит как раз на этой Башне. Известность крейсер «Коминтерн» получил, после того как в 1925 году «снялся» тогда еще в черно- белом в фильме Сергея Эйзенштейна в роли броненосца «Потемкин».....

Крейсер построен в 1881 г. Проект АО "Vulcan" (Германия). ТТД: Водоизмещение- 7838 т. Размеры- длина - 133 м, ширина - 16,6 м, осадка - 7,2 м. Скорость хода максимальная: 23 узла. Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 винта, 19 500 л.с. Экипаж: 730 чел. На долю корабля выпало много испытаний, но все он с честью перенес. Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско - Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. Пробита была палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек.10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, у города Поти, для создания волнолома.  Находится там и сейчас.

 

Крейсер Коминтерн Фото 70 годов. В качестве волнолома в устье реки Хоби. Все что от него тогда осталось. Сейчас с воды видна только днищевая часть.

 

Две головные бронированные (90-125 мм)башенные установки с Крейсера Коминтерн были установлены у нас в районе мыса Панагия. (по Два 130-мм орудия на каждой) так же с Крейсера Коминтерн на оборону батарее в доты установили крупнокалиберные пулеметы.

А для обороны от авиации противника. Рядом башенными орудиями установили три 45-мм зенитных орудия. Для подвоза на мыс «Панагия» таких тяжелых башенных орудий и техники. Была построена дорога из бетонных плит. Дорога, к сожалению не сохранилась. Итак, отправляемся. От Тамани до мыса «Панагия всего 13 км. Забегая в перед скажу сразу, что как своим транспортом, туда ничем не добраться. С Тамани следуем по знакам п.Волна коса Тузла.

Дальше едем в сторону косы Тузла. Асфальтная дорога выглядит на первый взгляд неплохо. Но не спешите разгонятся. Вас в любом месте может поджидать сюрприз. Как огромная выдолбина, так просто канава без асфальта. Дорога на косу Тузла уходит практически прямо, мы же сворачиваем в лево.

И доезжаем до полу разрушенной фермы. Тут был хутор и небольшая пристань купца Кроткова. Крупный предприниматель торговал зерном. Основал свою артель. При раскулачивании был расстрелян. Вот на этом месте и выросла маленькая деревня с 10 домов и ферма. (ферма Кроткова) От фермы сейчас уже почти ничего и не осталось. В этом месте асфальт заканчивается. И Дальше движемся по грунтовой дороге ( я на карте показал схематично как ехать) Вы по ней упретесь в бывшую бетонку под горой, которую строили на батарею. Плит уже нет, но дорога сохранилась. Сворачиваем на право к морю. Ориентир Маяк. По левой стороне дороги видны полуразрушенные доты. Перед Маяком развилка. Одна дорога уходит на лево (это на батарею)  другая на право (это на мыс Панагия) Мы оставим машину и пройдем немного пешком до Маяка. Рядом с маяком в метрах 50. Есть Обелиск. Обелиск не ухожен, и прочитать надпись на нем можно с трудом.

Вот что удалось мне прочитать: « Здесь 1943-1944 годах стояла дальнобойная батарея № 743  капитана лейтенанта Спахова С. Ф. с крейсера Коминтерн. Защищая вход в Керченский пролив» И ниже еще надпись: «Перед фашисткою чумою вы не встали на колени . . . . . Дальше текст совсем уже не читаемый! Прочитать больше ничего не удалось. Но обещаю, что надпись мы все-таки прочитаем. И обелиск приведем в порядок. Отправляемся дальше уже на саму батарею. На краю обрыва стоят два больших дзота. Один совсем уже практически висит над обрывом. Так как батарея сама находилась немного дальше от края обрыва. То с этого места велась корректировка огня. Весь пролив как на ладони. Но ответить, зачем их два так рядом я затрудняюсь. В дзот можно без труда попасть. Что мы и делаем. В подземных казематах темно, если вы собрались в них спускаться. То не забудьте взять с собой фонарик. Повсюду все раскурочено и разграблено. Виден почерк собирателей металлолома. Еще на верху у командирского дзота обратил внимание, что кто-то пытался выдолбить с него бойницу. Но видимо устал долбить бетон такой плотности. Хотя, судя по проделанной работе, времени на это у него ушло много. Вопрос? Зачем? Ради Чего?

Проникнув в дзот, мы видим сквозь бойницы, что пролив с этого места просматривается идеально. И вести корректировку огня батареи с этого места было не сложно.

Отправляемся дальше по лабиринту комнат. Многие проходы замурованы, свежей современной кладкой с керченского камня. Мы видим множество маленьких и больших комнат вдоль длинного коридора.

С которого можно попасть и в маленькие доты расположенные на верху. Доходим по коридору до комнаты круглой формы. Там на верху над ней и стояла одно из орудий. А вход был в него снизу. Пройдя дальше по коридору, попадаем еще точно в такую же комнату. Но она сильно разрушена или взорвана. Выбрались мы наверх  довольно далеко от командирского дзота. Вокруг батареи по полю видны маленькие доты. Цель у них одна оборона батареи с тыла. Практически во все можно попасть. Но в один такой подземный бункер кто-то слил отработанное масло. (есть на фото) Нашел я и места установки зенитных орудий. Это бетонные небольшие круги с торчащими металлическими прутьями на конце с резьбой.

Уцелело два, над третьим усердно поработали искатели металлолома. (есть на фото) Левее батарее виден строящийся порт Тамань. Правее мыс «Панагия»(в переводе с греческого «просвира») обозначен как правило на всех картах. Находится в 13 километрах от станицы Тамань. Напротив мыса в море белеет цепочка высоких и узких скал. Это скала «Панагия» и «Парус» Море постепенно размывает берег и все больше оголяет риф. Риф интересен любителям понырять с маской. Без Краба, рапана, мидии вы точно не останетесь. Но берег глинистый, видимость под водой поймать крайне сложно. Стоя на верху и видя у берега муляку, спускаться нет смысла. В этом месте между Мысом Панагия и мысом Тузла когда-то  существовал древний греческий город Корокондамма. Который давно 2000 лет назад поглотило море.

Места тут красивые безлюдные и интересные. Многие приезжают сюда на отдых с палаткой. В хорошую погоду с этого места хорошо видно и крымский берег. И бескрайнее море вокруг, множество кораблей проплывающих по Керченскому проливу. А нам пора уже обратную дорогу…..

Дополнение: Тамань. Батарея № 33 на мысе «Панагия»
Основные фортификационные сооружения на Мысе «Панагия» были сделаны в конце 30 годов. И входили в основную систему береговой обороны Керченского пролива. На мысе «Панагия» дислоцировалась тогда Батарея № 33 капитана Петрова. Б.Е Это три 203-мм орудия. На сегодняшний день аналогичная батарея сохранилась только одна в Севастополе. Батарея № 30  Фортификационные сооружения батареи на мысе «Панагия» строились капитально. С очень сложной системой коммуникаций и подземных переходов. Дорога, выложенная бетонными плитами на мыс «Панагия» была сделана в то же время. На поле перед горой был построен целый военный городок. Стояли казармы, склады. И прочие сооружения для обслуживания батареи. Вход в казематы батареи был тут же. Сохранилось два входа совсем рядом с дорогой (что ведет к маяку) с лева. При строительстве Батарее № 743 щебенку добывали из бетонных оснований взорванной батареи № 33.
33 батарея участвовала в десантной операции в декабре 1941 г. подержав огнем наступавшие части. Батарея с честью выполнила свой долг и при обороне Таманского побережья летом 1942 г., и при отходе частей Керченской военно-морской базы с Таманского полуострова в сентябре. Тамань 3 сентября 1942 год. В 9.30 со стороны сенной в Тамань вошли немцы. При подходе к центру Тамани к скверу Ленина. Там до войны стоял памятник В.И. Ленину. головной Танк два раза выстрелил и прямым попаданием снес его с постамента. Танки и бронемашины рассредоточились по всей Тамани. Проехав станицу, немецкая техника направилась в сторону мыса «Панагия» к батарее № 33. Но тут, же батарея открыла прицельный огонь по вражеской технике. Немцы отступили назад в Тамань. Батарея в течении всего дня и ночи вела прицельный огонь со всех своих орудий. Утром  4 сентября 1942 года. 33 дальнобойная батарея прекратила обстрел. На ней раздался мощенный взрыв, затем другой. От командования был получен приказ отступить, а батарею взорвать. Взорвав все орудия и боеприпасы на батарее, они ушли на катерах с мыса «Панагия» в Новороссийск, где влились в состав морских батальонов.
И Батарея № 743-я как бы приняла боевую эстафету моряков, стоявших насмерть на мысе Панагия.

Тамань мыс Панагия. Батарея № 30 план схема.

Тамань мыс Панагия. Батарея № 33 план схема.

Справка: Дислокация Береговых батарей 167-го отдельного артиллерийского дивизиона.
(Крейсер «Коминтерн») на Таманском полуострове.
743 -я батарея - мыс «Панагия» Командир- капитан-лейтенант Спахов. С.Ф
723 -я батарея - поселок Кротково. Командир- старший лейтенант Магденко. С.Б
770 -я батарея - коса «Тузла» Командир -старший лейтенант Власенко. А.И

 

Тамань. Валеий. 30 августа 2010 год.

 

 

 

 

Отдых в Тамани Отдых в России на Азовском и Черном Море.2014

 
Создание и продвижение сайта
Copyright © "www.taman-more.ru" 2010